Главная страница
раздела активный отдых

Справочник:

Обратная связь

Велопоход в Крым: горы – не равнина!

Расписание походов

Чем отличается хороший велопоход от плохого? Прежде всего тем, что в хорошем все проходит гладко: ведь любая неприятность запоминается лучше, чем десяток красивых видов и веселых вечеров у костра. Только вот неприятности, по большей части - это не "бабка с клюкой" (хотя и такое бывает). Поломки велосипедов, травмы, и даже конфликты - это недостаточная подготовка либо руководителя, либо участников. Хуже - когда и тех и других. И особенно не прощают этих недостатков горы.

Велопоходы по горам имеют свою специфику. Она часто очевидна, но это совсем не значит, что вспоминается вовремя.

• При разработке маршрута велопохода учитывайте, что:

50 км по горным тропам даются труднее, чем 100 км по равнине и тем более по шоссе. Меньшая скорость перемещения и непривычные нагрузки превращают однодневный по километражу веломаршрут в двухдневку.

Уменьшение расстояний не значит «меньше проедем – меньше увидим». В горах вы не встретите однообразия равнинного пейзажа. Каждый поворот дороги открывает новую, захватывающую дух, панораму. И если вы не ставите целью «километры на время» – насладитесь видом. За следующим поворотом он будет другим. Остановка в горах – не потеря времени, а впечатления. Отдыхать лучше после преодоления подъема. При перемещении по горам привалы и остановки приходится делать часто, а использовать смотровые площадки для отдыха – удобно еще и тем, что ими (смотровыми площадками) чаще всего подъемы заканчиваются.

Но к велосипедной поездке по горам нужно грамотно готовиться. Даже если вы имеете огромный опыт поездок в других местностях (пусть даже и гористых) – Крымские горы беспечность не прощают. Не зря в советские времена крымские дороги считались одними из самых сложных и опасных на территории СССР.

Эта страница написана исключительно на основе личного опыта: не повторяйте ошибки других. Травмы и прочие неприятности не радуют никого.

• Шлемы, защита и одежда

Шлем – это то, что может пригодиться лишь раз за бесчисленное количество велопоходов. Но пригодившись – спасет вам жизнь. Все остальное время шлем играет роль (правда, не самой лучшей) защиты от палящего солнца. На несложных участках лучше ехать в обычной бейсболке или бандане. Это не противоречит правилам.
Для однодневных велопоходов в горах применяются наколенники и защита для рук.
Наколенники, излишние при перемещении по трассам, оправдывают себя в горах. Особенно при недостатке опыта в спусках по тропам и лесным дорогам. Т.е. если шлем – обязателен в любом велопоходе, то в однодневном - крайне желательна еще и защита для ног. Для рук – желательна. И конечно же, если вы едете с грузом или просто не уверены - сложный участок лучше пройти пешком!

Одежда должна прикрывать плечи и колени (1).
Солнце в горах намного агрессивнее, чем у моря. Да, вы едете в Крым и хотите загореть. Для загорания есть пляж, а в горах вы не загорите, вы сгорите. Причем ожоги можно получить буквально за несколько часов – в том числе и в мае, и в сентябре. Хорошо, если вас спасут солнцезащитные кремы – но даже неделя лежания на пляже не избавит вас от силуэта майки на руках и декольте. Если вы обладатель очень белой кожи – позаботьтесь о специальной накидке на шею, которая крепится к шлему. Иначе потом не то что спать – голову поворачивать будет больно.

Одежда должна прикрывать плечи и колени (2).
Лесные дороги – не автобаны. Они узкие и за лето сильно зарастают, в том числе и очень колючим шиповником. Но даже за ветку безобидного клена на скорости можно зацепиться так, что следы от царапин потом остаются на всю жизнь. Особенно страдают руки в районе локтя. А ноги жжет крапива.

Не одевайте одежду черного цвета.
Солнце и так жарит хуже некуда, черная майка усугубляет жару. Последствия теплового удара в условиях велопохода проходят долго и тяжело.

• Велобагажник и рюкзак

Распределяйте груз.
Это значит только одно: не складывайте на велобагажник абсолютно все. В некоторых велоклубах принципиально не используют рюкзаки, до предела нагружая велобагажники. На равнине это оправдывает себя, в горах – нет. Встречаются крутые, но короткие подъемы, когда проще не ехать, а слезть с велосипеда и пройти пешком. Тяжелый багажник смещает центр тяжести велосипеда назад, и толкать такое сооружение перед собой, мягко говоря, неудобно. Еще хуже – если велосипед приходится нести. В методических рекомендациях по организации плановых велосипедных маршрутов для равномерного распределения груза кроме заднего багажника настоятельно советуется использование еще и переднего. К сожалению, для кросс-кантрийных велосипедов это трудновыполнимо. Поэтому, оптимальное распределение груза – легкое и объемное (спальник, теплые вещи…) на багажник, мелкое и тяжелое (консервы, инструменты…) – за плечи в рюкзак.

Прочтите инструкцию к вашему велобагажнику.
Там указано, на какой вес он рассчитан. Есть велобагажники на 15 кг а есть на 5, но до максимально допустимого веса велобагажник лучше не догружать и, тем более, не перегружать. Если вес груза будет превышать предусмотренный инструкцией, на ровном шоссе может ничего не случиться. А в лесу или в горах прыжок велосипеда на кочке ухабистой дороги увеличивает нагрузку на велобагажник в несколько раз и для консольного велобагажника может закончиться сломанным подсидельным штырем, на обломок которого при приземлении велосипеда вам представится возможность сесть. Комментарии, как говорится, излишни.

• Ремнабор и запасные части

Помимо запасной камеры, насоса, латок, клея и комплекта ключей в этот список стоит включить:

• Про грунтовки, тропы и спуски

Не разгоняйтесь на спусках по хорошим грунтовкам и, тем более, тропам. Они могут быть хорошими до ближайшего поворота! А не заметить кусок виноградной проволки (встречается она совершенно не обязательно возле виноградников) можно и с расстояния 1 метра. И, конечно же, перед затяжным спуском – опустите седло, что бы переместить центр тяжести больше назад. Это позволит вам не кувыркнуться через велосипед, если спуск решит неожиданно стать намного круче.